В тени Селина или посредственность взбунтовалась

афиша в киеве, афиша киев сегодня, выставки в киеве, выходные в киеве, куда пойти, интересное киев, интересный киев, интернет издание, интернет- газета, киев афиша сегодня, киев куда пойти, киев куда пойти на выходных, киев куда сходить, креатив киев, куда можно пойти, куда можно пойти в киеве, куда пойти в выходные, куда пойти в киев, куда пойти в киеве, искусство киев, искусство в киеве, куда пойти в киеве сегодня, куда пойти киев, куда пойти на выходные, куда пойти на выходные киев, куда пойти на выходных, куда пойти с девушкой, куда пойти сегодня, куда сегодня пойти, куда сходить в киеве, киев мероприятия, новости, события киев, городское искусство, городское издание, интернет издание киев, интернет журнал киев, афиша киев, киевская афиша, новости Украины, новости Киева, последние новости дня, что сегодня делать, новости киев сегодня, новости киев,

 

↑ наверх

В тени Селина или посредственность взбунтовалась

Вадим Мирошниченко - 14.01.2015 12:11 - Мыслим

   В самом начале 1945 г., несмотря на петицию видных деятелей французской культуры (Альбер Камю, Франсуа Мориак, Жан Кокто, Поль Валери), за коллаборационизм был осужден, приговорен к расстрелу и казнен французский писатель и журналист Робер Бразильяк. Должен ли литератор отвечать за свои поступки, за идеи какой бы направленности они ни были и если должен, то где граница ответственности? Однозначно ответить сложновато, да и Бразильяк фигура далеко не единственная, можно назвать Луи-Фердинанда Селина, Шарля Морраса и т.д. (в философии, пожалуй, самой известной фигурой был Мартин Хайдеггер). Селин, избежав расстрела и отсидев срок в тюрьме, на долгие годы выпал из культурной жизни Франции; Моррас получил пожизненный тюремный срок… до сих пор за ними тянется определенный шлейф. Справедливости ради отметим, что в Европе, в то время, активно шел процесс очищения общества от коллаборантов и сторонников нацизма, да, радикальные меры вызывали дискуссии, но в результате общество смогло хоть как-то очиститься.

   В 2014 г. в Украине мы наблюдаем ситуацию не то, чтобы идентичную, но требующую реакции. Отечественные литераторы достаточно свободно высказываются в отношении государства, они не подбирают выражений не в адрес политиков, не в адрес своих коллег и все это в русле боевых действий, в ситуации тотальной безответственности.

   Я не приравниваю наших писателей и поэтов (условно, направление «против-всех-против-майдана») к Бразильяку и, тем более, к Селину и не сопоставляю напрямую их с нацизмом, я говорю о неуместном разделении. Одна сторона винит во всех бедах Майдан, апеллируя к «строгой логике», вторая – усматривает корень зла в событиях предшествующих Майдану. В таком положении дел быть над схваткой (тотальное абстрагирование) – равносильно бегству. Не в Майдане как явлении проблема, а в конкретных людях вне прямой зависимости от событий осени-зимы 2013–2014 гг. Первая сторона, ратуя за логику, ее же и нарушает, опасаясь последствий, и тем самым, ставя под сомнение свое творчество. Дело ведь не в патриотизме, аполитичности (существует ли абсолютно аполитичная литература, искусство?) и антивоенной риторике. Часто бывает, что те, кто объявляют себя пацифистами, в отношении другого совершают насилие (навешивание ярлыков, подтасовка фактов, критика ad hominem вместо ad rem). Нельзя быть аполитичным, критиковать государственную власть и при этом состоять во властных структурах, пользуясь их ресурсами (Союз писателей, университеты), я умалчиваю о критике западноевропейских ценностей и одновременном подражании им. Прогиб засчитан, проблема осталась. По меткому выражению Жиля Делеза и Феликса Гваттари – «наше общество производит шизофреников так же, как оно производит шампунь «Доп» и автомобили «Рено» с той лишь разницей, что первых нельзя продать», уточним, отечественные шизофреники легко продаются.

   Противоречия внутри «против всех» оскорбляет память погибших, это непонимание волонтерского движения и способности человека к самопожертвованию. И поглаживание по голове агрессора. Ими вбрасываются лозунги в стиле Капитана Очевидность: «мы за мир!», «кроме белого и черного есть оттенки!». Судя по всему, война воспринимается на примитивном уровне (нечто абстрактное, отдаленное) и не учитываются ее сложность и монструозность. «Мы за мир!» желательно подкрепить действенными рецептами, а отсылка к «оттенками» предполагает анализ черного и белого, его экспликацию. В довесок к лозунгам присовокупляется позиционирование себя как литераторов вне идеологий и не приемлющих насилие. Любопытная точка зрения в контексте классических идеологий. Хочу напомнить, что за окном XXI ст.: принятие одной из сторон – идеология, уход в эскапизм игнорирования – идеология, критика всех и вся/комбинирование – идеология. Ж.-П. Сартр отлично написал о насилии: «… мы существуем в мире насилия. Я согласен, что использование насилия против насилия может его увековечить. Но нельзя не согласиться и с тем, что это единственное средство его прекратить».   

Должно ли литературное сообщество реагировать на радикальные высказывания «против всех»? Конечно, никаких расстрелов, самосудов, «черных» списков допускать не следует. Крайности («против всех» – радикальная позиция) не возникают на пустом месте. Вкрадывается сомнение в адекватности таких людей. Свои мысли они манифестируют в блогах виртуальных социальных сообществ, в виде публикаций, в прессе и интервью – где-то осторожно и завуалировано, где-то открытым текстом. Когда я читаю материалы «против всех»-литераторов, хочется прибегнуть к обсценной лексике. Литератор может не соглашаться с мнением большинства, с мнением коллег, однако, несогласию нужно придать форму и аргументированное содержание, а не нести ахинею, опускаться до грязных публичных оскорблений... и левой ногой писать книги для детей, разглагольствуя о гуманизме. Инфантильность. Уж очень им не хватает Autre, уж очень велика тоска за прошлым. Такова «строгая логика» литераторов по ту сторону литературы. И я задаюсь простым вопросом: а был ли мальчик, т.е. ты литератор или унылое дерьмо?

На законодательном уровне ввести ограничения проблематично, необходимо действие иного плана – интеллектуальные санкции (запрет на издание книг, преподавательскую практику и т.д.), а нарушившие закон должны понести криминальную ответственность. О похожей ситуации (в отношении дела Селина) высказался Альбер Камю: «Поэтому я считаю, что дело надо закрыть, а Селина оставить в покое. <…> А потому, когда у Селина все разрешится, пусть и он оставит нас в покое».

За 24 года независимости в отечественном литературном процессе появилась целая когорта самопровозглашенных гениев, претендующих на монополию истины. 2014 г. расставил акценты. Локальность душит, тупость убивает. Не творчество, а мартышкин труд стал характерной чертой еще до недавнего времени уважаемых литераторов. Посредственности взбунтовались и кивают в сторону Селина, дескать, ему же можно, почему бы и нам не попробовать? А раз так, то и ответственность равнозначна.

В марте 1972 г. в беседе с Жилем Делезом, Мишель Фуко сказал: «Всякая борьба разворачивается вокруг конкретного очага власти, одного из тех бесчисленных мелких очагов, каковым может оказаться какой-нибудь мелкий начальник, привратник в муниципальном доме, начальник тюрьмы, судья, работник профсоюза, главный редактор журнала». Так что же, мы и дальше будем бороться вокруг «мелких очагов власти» или литератор как интеллектуал противостоит всем видам власти и более-менее солидарен с коллегами?

Январь 2015 г.: теракты против французского журнала Charlie Hebdo и выход нового романа-антиутопии Мишеля Уэльбека «Покорность». Для Франции, опасность потерять свободу – фактор консолидации, мы же, погрязнув в мелких дрязгах, необоснованно ею рискуем. 

Еще новости

IX ART-KYIV Contemporary 2014: проектное высказывание и Сенека

Алиса Январская - 16.11.2014 20:11
Внимаем
С 18 по 30 ноября в Мыстецком Арсенале состоится IX форум ART-KYIV Contemporary, который представляет более 40 новых проектов от ведущих современн...

"5 вопросов автору". Федор Рудый

Олеся Skazkinet - 20.02.2015 12:02
Читаем
Сегодня у нас в гостях – поэт из Броваров – Федор Рудый. Федор – студент факультета дизайна НАУ. В творчестве он не ограничивается только поэзией, а...

Альбом под микроскопом: U2 – Songs of Innocence

Александр Дедков - 14.11.2014 12:11
Слушаем
       А ведь этого альбома могло и не быть. Потому что группа сначала сочла такую музыку слишком экспериментальной для себя. В итоге эти песни пос...

"Дикие истории". Любовь - это не мясо, но что-то кровавое

Алиса Январская - 17.04.2015 11:04
Смотрим
Фильм «Дикие истории», который вышел в прокат 16 апреля, и продюсером которого является знаменитый Педро Альмодовар, просто праздник для темной ча...

Видим: