Наталия Шолухо: «Я верю, что есть люди, у которых «горят глаза», и я думаю их нужно искать»

афиша в киеве, афиша киев сегодня, выставки в киеве, выходные в киеве, куда пойти, интересное киев, интересный киев, интернет издание, интернет- газета, киев афиша сегодня, киев куда пойти, киев куда пойти на выходных, киев куда сходить, креатив киев, куда можно пойти, куда можно пойти в киеве, куда пойти в выходные, куда пойти в киев, куда пойти в киеве, искусство киев, искусство в киеве, куда пойти в киеве сегодня, куда пойти киев, куда пойти на выходные, куда пойти на выходные киев, куда пойти на выходных, куда пойти с девушкой, куда пойти сегодня, куда сегодня пойти, куда сходить в киеве, киев мероприятия, новости, события киев, городское искусство, городское издание, интернет издание киев, интернет журнал киев, афиша киев, киевская афиша, новости Украины, новости Киева, последние новости дня, что сегодня делать, новости киев сегодня, новости киев,

 

↑ наверх

Наталия Шолухо: «Я верю, что есть люди, у которых «горят глаза», и я думаю их нужно искать»

Влад Петренко - 27.04.2016 19:47 - Мыслим

 

Справка 7buttons: Шолухо Наталия Евгеньевна – преподаёт в Харьковской государственной академии культуры (ХГАК) с 2010 года, кандидат культурологии, доцент. Заместитель главы научного сообщества студентов, аспирантов, докторантов ХГАК, член оргкомитетов международных, всеукраинских и региональных конференций. Сомодератор проекта «Єднаючи Україну». Журналист, копирайтер. Занимается разработкой научных проектов по темам: «философия Другого», социокультурные измерения повседневности, телесные практики в современной культуре.

7buttons: Давайте мы начнем с того, когда и где возникла идея проекта Platеforme 15? Кем он был основан и  с чего стартовал?

Наталия Шолухо: Зародился он осенью прошлого года, когда мы с коллегой Вадимом Мирошниченко  в очередной раз обсуждали, каким образом можно пробить интеллектуальный вакуум в академии, поскольку событий  подобного толка происходит очень мало. И мы поставили себе планку избежать «птичьего языка» –  чтобы это не было что-то из разряда закидывания друг друга словами «длиной по 8 букв». Мы бы хотели, чтобы это было: интересно, интеллектуально и  было  доступно и понятно даже маме студента, которая бы хотела прийти к нам. Не в обиду коллегам, хотелось бы отметить, что зачастую этим грешит университет. Сейчас мы только развиваемся  и находимся на уровне популяризации науки.

7buttons: Это стартовая площадка для обмена идеями и созидания этих идей? В каком-то смысле преподаватель - это тот,  кто ретранслирует уже готовые мысли.  Platеforme 15 это такая база для обмена, между преподавателями и студентами?

Н. Ш.: Мы готовы к диалогу, но проблема сейчас заключается в низком уровне научной культуры студента. Студенты хотят к нам прийти, но не всегда знают, что с этим делать. Они элементарно боятся вопросов. IV– V курсы  боятся  вопросов на предзащите. Вот, к примеру, наши «детсадовские конференции», почему «детсадовские» . Потому  что  это очень низкий уровень научного знания из разряда скачанного «рефератика» из интернета. Нужно учиться генерировать мысли и идеи, учиться публичным выступлениям. Студент массово боится вопросов. На самом деле это совсем неплохо, когда вам задают вопросы, это как раз говорит о том, что ваш доклад интересен и имеет ценность.

7buttons: Вот вы говорили про IV курс? Это проблема студентов? Или академии в целом?

Н. Ш.: Мы так докопаемся до проблемы системы образования в целом. Большим шагом назад, в этом отношении, стали тесты ЗНО. Я помню, когда нас отбирали, это был устный экзамен декану факультета. И это был уровень, потому что, сразу, глядя глаза в глаза, становится понятно, что за человек перед тобой сидит. Очень сильно уровень подкашивается за счёт формата ЗНО, поскольку это показатель  репродуктивной памяти, ориентированной на «зазубривание» информации,  и мне очень грустно наблюдать  за тем, что произошло  с факультетами после введения тестирования.

7buttons: Но говорят о том, что мы перенимаем опыт Европы, и ведь ЗНО тоже пришло оттуда.

Н. Ш.: Опыт Европы? Там немного другие «расклады». У нас находят способ обходить систему. Директора школ в частности договариваются о «прохождении» учениками тестов. Когда преподаватели-филологи или историки с 20 летним стажем работы не могут ответить на вопросы – это довольно симптоматично. Не  сравнивайте ЗНО в Европе и у нас – это две совсем разные истории.

7buttons: Возможно, должна быть некоторая альтернативная система  базовому образованию. Я имею в виду предметы по выбору. 

Н. Ш.: Да они должны быть. Но когда европейский студент и американский студент  выбирают  предметы, это осознанный выбор, ситуация с нашими студентами несколько другая. Наш студент осознанно не пойдет туда, где будут прививать базовое знание. Поскольку очень часто нет понимания того, что на «бюджете» - это «кто-то» достал из своего кармана деньги на твое обучения, а «контракт» - когда родители, отказывая себе во всём, дают средства. И сознательных студентов у нас крайне мало. Со следующего года у нас будут вводить курсы по выбору, и мне страшно  представить, что это будет, потому что идти туда, где с них «спустят три шкуры» и дадут «мешок» заданий, мало кто захочет.  

 7buttons: Одни апеллируют к ментальности, другие – к системе образования, начиная со школы. Где правда?

Н. Ш.: Состояние системы образования  - это уже следствие ментальности. Не знаю, проклятые мы, или избранные, но почему-то при таком мощнейшем потенциале у нас все так грустно получается. Умные люди, богатая страна, но все заканчивается фразой «поставьте мне зачет, я не буду  к вам больше приходить». И система высшего образования превращается в «обязаловку». Я верю, что есть люди, у которых «горят глаза», и я думаю их нужно искать.

 7buttons: Это может быть одной из задач  Platеforme 15?

Н. Ш.: Так глубоко копать можно, и я могу привести пример. Заведующий кафедрой предложил, из лучших побуждений, обеспечить «наполняемость аудитории» для первой встречи, проводимой «Платформой 15». Мы категорически отказались, поскольку нам нужны заинтересованные люди. И что показательно,  на первую встречу пришло  40 человек. Мы  никого не «загоняли».

7buttons: Я заметил тенденцию к французской философии 60-х – существует ли заданность тем?

Н. Ш.: Первая встреча была приурочена к столетию со дня рождения Ролана Барта.  «Повод нужен алкоголикам, а у нас желание» – вот мы просто от Барта отталкивались . Доклады были самые разношерстные, например, в одном из докладов философия Барта была показана как методика изучения символов буддизма.  Те, кто у нас хоть раз выступал, знают, что у нас есть «копилочка», где мы храним все, что нам предлагают.  Мы не ограничены в выборе тем, весь вопрос в подаче.

 7buttons: Существует ли отбор докладчиков или это может быть каждый?

Н. Ш.: Мы просим прислать нам аннотацию. Так как нам нужно определить «вменяемость» поданного материала. Наш контингент – из академии и университета, но в принципе у нас двери открыты для всех. Если поисковик нам не дает информации, или в соцсетях нет о докладчике никаких сведений, то аннотация – это такой спасательный круг, ведь всегда есть риск нарваться на «городского сумасшедшего». Пока что посторонние люди приходят просто послушать, но я всегда интересуюсь новыми лицами, которые появляются. Вот, например, приходила мама студентки, и без спецобразования поняла, о чем мы говорим. И для нас это «бальзам на душу». 

7buttons: Вы сказали, что первичную информацию можно достать из соцсетей. Вот, недавно слушал лекцию одного известного философа  по поводу того, что  в аккаунты в соцсетях это такие архивы, которыми можно ловко манипулировать. Что вы об этом думаете?

Н. Ш.: Социальная страница это часть тебя. Ты исходишь из тех целей и задач, которые она выполняет. Например, моих фотографий в купальнике вы там не найдете. Я использую страничку в соцсети для того, что бы заниматься репрезентацией научной деятельности. Манипулировать можно чем угодно, меня больше волнует этическая проблема, недавно я столкнулась с таким фактом как обслуживание аккаунтов умерших людей. То есть после смерти человека тебе приходит от него сообщение со словами «Привет, как дела?».  Вроде как ты был на похоронах человека,  и через два дня получаешь сообщение в «личку».  Тут открывается целое поле для рефлексии.

7buttons: Соцсети помогают быть ближе к студентам?

Н. Ш.: Я должна «заглянуть в рот студенту», знать о том, кто пришел: род  деятельности, мышление, и вообще, что за человек передо мной стоит.  Попадаются очень интересные личности. И  в плане коммуникации это дает большие результаты.

 7buttons: Дистанционное обучение?

Н. Ш.:  ВУЗ пока что не переходит на такую систему образования, хотя очень может быть зря. Сейчас  научное общество разделилось на два лагеря. Первые утверждают, что дистанционное обучение утверждает более глубокую работу с материалом, поскольку дает возможность индивидуального обучения  и в то же время охватывает более широкую аудиторию.  Другой лагерь утверждает, что присутствие важно, потому, что именно в аудитории происходит невербальная коммуникация, которая передаёт больше информации, чем просто  «говорящая голова» в  мониторе. Мне опыт работы в аудитории дает очень  много. По скайпу лекции не приходилось вести, но «хвост» принимать случалось.

7buttons: Что вы думаете о греческих академиях. Что бы с учителем есть, пить, спать, жить?

Н. Ш.: Это особенность индивидуального подхода. Учитель это всегда пример. Для хорошего преподавателя  аудитория – это место учёбы, здесь важно присутствие, прямая коммуникация, когда знаешь,  что у человека в голове и что ему нужно . В аудитории с большой численностью студентов индивидуальная связь практически не возможна. Если говорить о том, чтобы с учителем есть спать, жить, это конечно занятно, но не для наших реалий, а греки ничего просто так не делали, и, в конце концов, они имели право, создав великую цивилизацию, увековечив себя.

7buttons: Возвращаясь к Platеforme 15, есть какой то конкретный план, видение развития платформы? По крайней мере «на вытянутую руку»

 Н. Ш.: Есть идея перехода в виртуальное пространство, потому что молодые люди, задействованные в айти-сфере, или юриспруденции, не располагают временем, чтобы читать первоисточники, но хотели бы узнать о том, что сказал, к примеру, Мирча Элиаде о мифе, или как обстояли дела с однополыми связями в Древней Греции. Мы обдумываем возможность коротких, на 10-15 минут, обучающих видео в разных областях гуманитарного знания. Мы хотим задействовать компетентных людей в различных сферах, чтобы донести информацию понятным и простым языком. Наш круг интересов – мировая культура, религиоведение, философия, история, искусство. 

7buttons: То есть в своем виденье вы ориентируетесь на  «Пост-Науку» и подобные ресурсы?

Н. Ш.: Да, когда мы обсуждали формат, то, как пример брали «Пост-Науку». Еще мне  нравится то, что делает Калининградский университет со своими видео-лекциями по философии. У них формат диалога двух преподавателей  – ненавязчиво, практически дружеская беседа.

Спасибо за интервью

Еще новости

Balthazar в Sentrum: 27 февраля было горячо

Мария Назаренко - 29.02.2016 21:02
Слушаем
Бельгийская группа Balthazar сумела порадовать своих киевских поклонников последним, в своем восточноевропейском туре, концертом. Не проехали мимо...

"Посіпаки" ("Миньоны"): Где тут живет английская королева

Алиса Январская - 10.07.2015 14:07
Смотрим
«Посіпаки», который вышел в прокат 9 июля, мультфильм не просто с юмором, а с английским юмором, если вы понимаете о чем мы. Кто, как говорится, н...

Гогольfest-дегустации: лучшие события фестиваля. Часть первая

Алиса Январская - 11.09.2015 17:09
Внимаем
Фестиваль Гогольfest откроется уже на этой неделе с 17 сентября и продлится 10 дней до 27 сентября. Новая локация фестиваля – ВДНХ, а это значит, ...

Фестиваль видеопоэзии Cyclop: для любителей осени, стихов и уютного пледа

Алиса Январская - 19.11.2014 15:11
Смотрим
           Что происходит тогда, когда поэзия и кино не просто встречаются, а сочетаются и формируют новый, оригинальный жанр искусства? В конце осе...

Видим: