Фестиваль Docudays

афиша в киеве, афиша киев сегодня, выставки в киеве, выходные в киеве, куда пойти, интересное киев, интересный киев, интернет издание, интернет- газета, киев афиша сегодня, киев куда пойти, киев куда пойти на выходных, киев куда сходить, креатив киев, куда можно пойти, куда можно пойти в киеве, куда пойти в выходные, куда пойти в киев, куда пойти в киеве, искусство киев, искусство в киеве, куда пойти в киеве сегодня, куда пойти киев, куда пойти на выходные, куда пойти на выходные киев, куда пойти на выходных, куда пойти с девушкой, куда пойти сегодня, куда сегодня пойти, куда сходить в киеве, киев мероприятия, новости, события киев, городское искусство, городское издание, интернет издание киев, интернет журнал киев, афиша киев, киевская афиша, новости Украины, новости Киева, последние новости дня, что сегодня делать, новости киев сегодня, новости киев,

 

↑ наверх

Фестиваль Docudays

Мария Мурадханян - 01.04.2013 21:09 - Смотрим

 

Последняя неделя марта, ознаменовавшаяся небывалыми природными катаклизмами, согревала всех киноманов Десятым международным фестивалем документального кино про права человека Docudays.  Интерес публики к  документальному кинематографу, актуальным социальным проблемам подтверждает тот факт, что залы Дома кино (ул. Саксаганского, 6) были переполнены зрителями даже в те дни, когда по улицам можно было передвигаться  только на лыжах  или на БТР. Программа фестиваля была, как всегда, очень разнообразна и складывалась из традиционных конкурсных блоков Docu/Право  - правозащитное кино, Docu/Жизнь  и Docu/Коротко – конкурс короткометражного документального кино и внеконкурсных программ, среди которых  ретроспективы «The best of Docudays», специальные события, премьеры украинских фильмов.  

Главной темой юбилейного фестиваля, которая так или иначе прослеживалась практически во всех программах и событиях фестиваля, стала ситуация в постсоветских странах  и неспособность бывших республик СССР за двадцать лет преодолеть влияние тоталитарного прошлого.  С этой идеи начался фестиваль: чешский фильм-открытие «Твердыня» отслеживал и безжалостно фиксировал  отрывки из жизни в Приднестровской Молдавской Республике с ее напыщенно патриотическими лозунгами, парадами, выступлениями политических деятелей и разговорами простых людей.  Все эти столь близкие нам ситуации выглядели чрезвычайно комичными  и нелепыми рудиментами советского режима, заставляя оценить и ужаснуться схожести с украинскими реалиями. 

 

 Docu/Право – программа правозащитных конкурсных фильмов, собирала, как обычно, самых стойких, смелых  и небезразличных к социальным проблемам киноманов.  Программу этого года значительно сократили, оставив в конкурсе всего лишь 7 фильмов. Тем не менее,  фильмы этого блока отличались актуальностью,  остротой показанных ситуаций. Особенно хотелось бы отметить фильм-победитель правозащитной программы - «Девушку с Юга» аргентинца Хосе Луиса Гарсиа, рассказывающий о судьбе женщины, в прошлом  - активистки и борца за объединение Северной и Южной Кореи, жизнь которой стала серой и бесцветной, как и ее потухшие глаза,  вследствие неудач и трагедий как в политической деятельности, так и в личной жизни. Внутренняя опустошенность, потеря веры в возможность политических изменений и в значимость собственного голоса напомнили мне состояние многих граждан нашей страны, объединившихся однажды под оранжевыми знаменами. 

Следующим фильмом правозащитной программы, отражающим актуальные для нашего общества события, стал эстонский «Памятник, который понравится всем».  Ситуация со вложением невероятного количества  денег налогоплательщиков в создание памятника  независимости в разгар финансового кризиса кажется такой удручающе знакомой для нашей страны, и такой абсурдной для европейской Эстонии.  

В правозащитной программе также стоит отметить фильмы, посвященные проблеме отдельного человека и общества. К их числу принадлежит обладатель приза зрительских симпатий – немецкий фильм «После Врицена». Социальный работник пенитенциарной системы Даниэль Абма  (и по совместительству режиссер ленты) рассказывает историю трех молодых парней,  вышедших на свободу и пытающихся начать новую жизнь.  Они влюбляются, создают семью, заводят детей. Их поведение и образ жизни на первый взгляд кажутся дорогой человека, ставшего на путь исправления и раскаивающегося в совершенных преступлениях, если бы по ходу фильма мы не замечали, что их изменения невозможны в силу привычного криминального способа существования, необратимых личностных деформаций или психических отклонений.  Из фильма следует страшный вывод о том, что истинное раскаянье и исправление человека невозможно. Признаюсь, с таким выводом в полной мере сложно согласиться.  

Проблема социализации человека с ограниченными возможностями поднимается в фильме «Синдром панка».  В центре истории – популярная панк-рок группа из Финляндии, состоящая из людей с нарушениями психического развития, способных добиться личностной реализации в любимом деле и наполнить свою жизнь музыкой, общением,  путешествиями, близкими людьми.  Безусловно, столь удивительная для нас  жизненная активность людей с особенными потребностями демонстрирует в первую очередь развитость европейского общества и системы всесторонней поддержки государством людей с инвалидностью.

 

Программа Docu/Жизнь посвящена фильмам, рассказывающим истории жизни  людей, углубляясь больше не в отношения с окружающим миром,  социумом в целом, а во внутренние, экзистенциальные проблемы. Среди наиболее ярких, зрительских фильмов этого конкурсного блока можно выделить латвийский  «Документалист», в котором поднимается интересный вопрос взаимоотношений героя и режиссера-документалиста, дозволенности вторжения в жизни людей ради искусства, и победитель конкурса Docu/Жизнь  - литовский фильм «Разговоры на серьезные темы». Как видите, кинематограф стран Прибалтики был особенно сильным в программах фестиваля этого года.  Возвращаясь к победителю, можно сказать, что фильм состоит из серии размышлений  детей 8-16 лет, воспитанников детского приюта, на темы одиночества, любви, взаимоотношений.  Кино вызывает целую палитру чувств: от грусти до радостного смеха, так как разговоры  «на серьезные темы» были одновременно  по-детски забавными и наивными, и в то же время удивительно осмысленными и мудрыми. Во многом  такое глубокое понимание окружающего мира,  собственных чувств и переживаний вызвано потрясениями, трудностями, которые пережили эти дети, лишенные родительской поддержки и заботы.

Немного меланхоличными, обрывочными и необыкновенно личными и трогательными оказались фильмы «Ноосфера»  и «Польские иллюзии», которые завершили показ фильмов этого блока. Первая лента повествует о  румынском профессоре социологии и о теории ноосферы, которой он посвятил всю свою жизнь.  Первоначально неинтересное описание оказывается историей личных взаимоотношений ученого с его бывшими женами, наполненной настоящими чувствами, проблемами любви и одиночества, любовных страданий и поисков.  

Фильм «Польские иллюзии» поначалу кажется несколько  невнятным и бессюжетным,  но за  этим каламбуром  лиц и событий открывается история трех  мужчин, увлеченных собственным делом и не способных трезво оценить свои возможности, успехи и неудачи, так как они находятся  в мире собственных иллюзий.  Среди главных героев такие непохожие друг на друга персонажи как  американский пилот в отставке ( стареющий бабник), местный юноша и 82-летний фокусник со своими примитивными, но очень трогательными номерами.

 

Программа Docu/Коротко складывалась из самых разнообразных короткометражных работ.  Среди них стоит отметить остросоциальные, тревожные фильмы о проблемах в африканских странах, такие как «Алфавит» о неграмотности в Либерии, «Земля электромусора» о секонд-хендах электроники в Гане, привезенной со всей Европы,  «Молчаливый хаос» об убийствах, насилии  и изгнании из общества глухих людей как отражение примитивности языческих традиций и верований в Республике Конго. Также любопытными были зарисовки из жизни людей: азербайджанский «Человек нефти» о художнике, который рисует и лечится нефтью, «Неуклюжей походкой» о девушке-отшельнице, пытающейся жить в гармонии с природой,  румынский «24 ведра, 7 мышей, 18 лет» (название которого удивительным образом напоминает название одного из самых знаменитых современных румынских фильмов – «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Мунджиу), рассказывающий о жизни супружеской пары в деревне, чья связь с внешнем миром осуществляется только за счет радио и небольших групп туристов, посещающих иногда их края, ну, и конечно же, фильм-победитель этой программы «Крикливые голуби».  

Одним из наиболее ярких внеконкурсных событий фестиваля стала программа Арабская весна, посвященная восстаниям в Тунисе, Египте и Йемене. Ужасы военных действий, пьянящий дух свободы и свержения угнетающих режимов, разобщенность граждан, страх  неизвестности и ужас – то, чем были наполнены показанные в рамках программы фильмы. 

 

Украинский кинематограф в этом году был представлен на фестивале сразу в нескольких программах.  В блок Docu/Коротко вошли  фильмы «Мечта» Дарии Дрюченко и «Сэры и сеньоры» Олександра Течинского.  Программа  «Прощавай, кіно», включавшая фильмы критичной школы украинской документалистики 1987-1995 годов, состояла из  талантливых, высокохудожественных  и смелых для того  времени кинолент, снятых в противовес тотальной пропагандистской функции кинематографа.  Продолжая традицию существования успешного и качественного современного украинского кино исключительно в рамках киноальманахов, Docudays  представили целых два украинских сборника: украино-польский проект «Поза Євро» о реалиях украинской жизни, объединенных темой чемпионата Европы по футболу, и «Відкритий доступ» о борьбе за доступ к публичной информации.

Завершился фестиваль показом отреставрированного фильма Дзиги Вертова «Одиннадцатый» в современном музыкальном сопровождении Антона Байбакова. Якобы пропагандистский фильм о построении социализма в Украинской РСР оказывается лентой о противостоянии природы и машин, земли и металла,  сельскохозяйственной отрасли и промышленности.  Эта финальная точка фестиваля внушает надежду на развитие украинского кинематографа, демонстрируя пример великого кино мирового уровня, способного мастерски совмещать как высокохудожественные, так и социально значимые компоненты. 

 

Еще новости

9 необычных музеев Украины

Алиса Январская - 03.01.2016 17:01
Путешествуем
  Киев  Музей истории туалета – один из самых оригинальных и неожиданных музеев Киева. Как это и водится для таких неординарных решений, возни...

Литературные вкусы редакции

Людмила Слава - 16.03.2013 12:03
Читаем
Младенец являет собою чистый холст с минимальным набором генетической информации. По мере взросления, он приобретает опыт, который формирует его хар...

"Марсианин": блогер красной планеты

Мария Назаренко - 01.10.2015 18:10
Смотрим
8 октября в кинотеатрах Украины стартует новый фильм Ридли Скотта «Марсианин». Мы уже его посмотрели, и готовы поделиться с вами впечатлениями. В ...

"5 вопросов автору". Алла Ионова

Олеся Skazkinet - 27.04.2015 22:04
Читаем
Сегодня у нас в гостях Алла Ионова (Алла Гутниченко), детский писатель из города Богуслав, что на Киевщене. Алла окончила Белоцерковский национальный ...

Видим: