Виктор Рубан: "Мой перформанс - это сенсорное путешествие"

афиша в киеве, афиша киев сегодня, выставки в киеве, выходные в киеве, куда пойти, интересное киев, интересный киев, интернет издание, интернет- газета, киев афиша сегодня, киев куда пойти, киев куда пойти на выходных, киев куда сходить, креатив киев, куда можно пойти, куда можно пойти в киеве, куда пойти в выходные, куда пойти в киев, куда пойти в киеве, искусство киев, искусство в киеве, куда пойти в киеве сегодня, куда пойти киев, куда пойти на выходные, куда пойти на выходные киев, куда пойти на выходных, куда пойти с девушкой, куда пойти сегодня, куда сегодня пойти, куда сходить в киеве, киев мероприятия, новости, события киев, городское искусство, городское издание, интернет издание киев, интернет журнал киев, афиша киев, киевская афиша, новости Украины, новости Киева, последние новости дня, что сегодня делать, новости киев сегодня, новости киев,

 

↑ наверх

Виктор Рубан: "Мой перформанс - это сенсорное путешествие"

Алиса Январская - 10.05.2015 21:42 - Театр

Мы встретились с Виктором в шумном кафе «Чашка», недалеко от Pinchuk art centre, где он поделился с нами своими мыслями по поводу танцевального искусства, будущего украинской культуры, а также рассказал нам о своих ближайших планах. 

Справка 7buttons: Виктор Рубан – идейный вдохновитель социальной инициативы «Платформа Импульс Трансформации» и компании «Ruban Production». Хореограф-исследователь, перформер, танцор, куратор и тренер. Выпускник практической магистерской программы «E.X.E.R.C.E. 11/13 –  хореографическое исследование и перфоманс» на базе Национального Хореографического Центра в городе Монпелье (Франция) и Университета им. Поля Валери (Монпелье 3).

7buttons:  Виктор, намечалась премьера вашего перформанса, но была перенесена, очень жаль… 

Виктор: Спектакль был практически готов к премьере, но по техническим причинам нам пришлось его перенести. Нам нужно было делать черный кабинет, произошла покраска, а мы не учли того факта, что на киностудии в это время отключат отопление. И поэтому краска банально не успела высохнуть. Приглашать зрителей в безумно холодное и дурно пахнущее помещение – это не совсем то, что сочетается с понятием «удачной премьеры». Нам тоже очень жаль, хотя, может, это даже не совсем подходящее слово, поскольку мы вложили свои средства, и не только финансовые. Переговоры о постановке начались в середине ноября, подготовку мы начали  в конце декабря. Это огромный пласт работы, который мы проделали. И не смотря на все это, нам пришлось принять решение о переносе премьеры. С радостью могу уже сейчас назвать вам новые даты – это 12 и 13 июня 2015, раньше, к сожалению никак.

7buttons: А такие вот препятствия в виде наших вечных бытовых неурядиц, не вызывают желание махнуть на всё  рукой и сказать: «Зачем мне это надо, поеду я дальше заниматься тем, чем занимался». Такой уж здесь апофеоз абсурда. 

В.: Здесь есть две ветви моего ответа: естественно – это раздражает. Это очень тяжело постоянно подталкивать нашу среду, я имею в виду культурную. Почему её собственно следует менять? Почему я решил создать Ruban Production? Потому что постоянная борьба с ветряными мельницами, встреча с такими нюансами как в связи с перенесенной премьерой – требует колоссального ресурса. И многие люди, которые работают в этой сфере, выбирают путь наименьшего сопротивления: сдвигают свои профессиональные планки. В результате у нас в Украине уникальные вещи прячутся по подвалам и кочуют по камерным фестивалям. Поэтому о них никто не знает. Конечно, периодически хочется плюнуть на всё это и послать к чертовой матери. Но особенности тех событий, которые начали происходить в нашей стране более года назад, стимулируют пересмотреть своё отношение. И ровно год тому назад, при блокировании Министерства культуры, ко мне пришло осознание, в этой ситуации войны, что государство это не только власть, а в том числе и ответственность – причем ответственность всех к этому государству причастных. В частности игнорирование проблем культуры приводит к беспределу и хаосу, который мы сегодня имеем. Что касается меня, я осознал, что, игнорируя даже декоративные госструктуры культуры, выходит, я снимаю с себя социальную ответственность как гражданин, даже если пытаюсь структурировать среду, в которой работаю. И если даже я этого не делаю, тогда как говорится «маємо те, що маємо». Это заставило меня пересмотреть свою гражданскую позицию и подтолкнуло к формулированию плана: генерирование постпродакшн как организации, подтягивание единомышленников для формирования «Платформа Імпульс Трансформації» и создание чего-то нового. Само собой ничего не сложится! 

фото - Марта Ващук, для проекта Анны Надуды "Оболочки"

7buttons: А когда именно настал этот переломный момент, когда вы поняли, что нужно приехать и начинать что-то менять? Вы были во Франции, у вас были проекты, но вы решили всё это оставить, почему? 

В.: Этот момент состоялся уже здесь. Но вернулся в Украину я не поэтому. А из-за логики продакшна, которая проникла уже и в современный танец, и в современное искусство. Она приблизительно одинаковая во всех сферах и имеет свои правила: эффективность, оценивание ресурса, четкий бюджет, обязательства, риски, которые можно оценить, резонансные имена, медиа охват и так далее. Все это закручивает гайки и очень ограничивает художника, и в результате и культурную среду. Поскольку я как художник, работаю очень много с контекстом, и соответственно, абсолютно осознанно взаимодействую с культурной средой – контакт с ней для меня очень важен. Не все так работают: часто просто выполняют свою работу  …

7buttons: ..скорее всего, таких большинство, я бы даже так сказала… 

В.: Возможно, но для меня важно, то, что я так не работаю.

Я решил вернуться в Украину, потому что я почувствовал, что мне очень сложно в этом новом для меня культурном контексте, я его не знаю, я пришёл из другой культурной среды.

Есть определённая логика этой среды, в которой мне трудно находится. И зачем мне себя насиловать, в то время как в Украине я уже работал и у меня есть определенный круг профессиональных контактов? Есть люди, с которыми мне очень комфортно работать. Есть огромное количество невероятно талантливых людей, с которыми рождаются гениальные вещи без планирования бюджета на год вперёд. Так происходит именно потому, что люди живут своей работой, а не думают о том, как это продать. И это среда, которая невероятно заряжена и плодотворна. Причем это получается не «шопопало шоу», а вещи, которые можно назвать авангардными. Люди в Украине часто этого не понимают, не могут оценить потому, что по сути не находятся в мировом информационном поле. 

7buttons: Можно ли сказать, что наша культурная среда ничем не уступает по своему творческому потенциалу? 

В.: В ней намного меньше ресурса для реализации, но при этом намного больше креативного потенциала и идей, энергии. Всё это не отформатировано, эклектично, живо.

Чего не хватает для того, чтобы анимировать эту культурную среду? В Евросоюзе есть множество мобильных грантов, потому что они понимают, что это инвестиции в культуру. Они оплачивают не открытость культуры и культурный обмен, а интеллектуальный вклад человека, в частности художника, который приезжает, делает свою работу и уезжает. Это как такой «вброс» определенной ценной информации. В результате всё это влияет на культурную среду, развитие креативных индустрий и в том числе выпуск инновационной продукции. 

7buttons: Получается, что в той части Европы, в которой, вы работали, ощущается в этом плане некое омертвение? Традиционные ценности настолько устоялись, что там нет живого контекста? 

В.: Сложно ответить на такой глобальный вопрос. Но если все же пофантазировать то я бы сказал существует подобное «омертвение» – только среды,  но не в самой среде. И именно за счет подобных «вбрасываний»: подтягиваются новые идеи, новые ресурсы которые все же поддерживают  жизнь этой среды. А в самой среде очень много жизни – множество интересных инициатив, художников, исследователей, камерных экспериментальных пространств, интересных проектов, событий и т.д.

фото - Марта Ващук, для проекта Анны Надуды "Оболочки"

7buttons: То есть фактически «свежесть» привносится извне?  

В.: В каком-то смысле да. 

7buttons: Хорошо, возвращаясь к Франции, хотелось бы спросить: что вам дал этот опыт? Что вы почерпнули, может быть, для себя? 

В.: Первое, что хочется сказать: выезд за рубеж всегда помогает понять что-то о себе. Многое про Украину как субъект, история которого связана с Советским Союзом, я понял именно там, во Франции. Это заставило меня пересмотреть свою идентичность и даже сформулировать её в рамках другой культуры. Именно поэтому сейчас, в этот момент кризиса самоидентичности украинца – очень важно налаживать контакты с другими странами, пересекать границы и делится опытом.

Второе – это то, что во Франции налажен процесс продакшна. Для них культура – это бизнес и продвижение французской культуры имеет также и некий экономический базис, который выражается в конкретных бюджетах.

В связи с этим формулируется интересная тема: с одной стороны такая логика убивает потенциал креативности, а с другой стороны задаёт особые требования и критерии, которые заставляют быть максимально собранным и отдавать себе отчет в своих действиях. В таком случае ты постоянно находишься в поиске считывания обратной связи со зрителем: Почему именно таков мой посыл? Почему именно для этой группы людей? Почему именно для них это важно? Почему я должен качественно подготовить коммуникацию со зрителем? Какое место в этом процессе занимает зритель: это только человек, который приносит деньги или тот, с которым я выстраиваю отношения? Например, он говорит: «вы клёвые, but i don't care» или говорит: «я очень благодарен, что вы пришли» или другие варианты. Любой вариант возможен, но художник должен принять для себя внутреннее решение по поводу того, как он работает.

Третье, что хочется сказать, что в рамках этой экономической машины, ты начинаешь понимать ценность того, с чем работаешь. Ценность не на интуитивном уровне, а выраженную в конкретных показателях. Современная украинская культура не институализирована «де юре и де факто» и это лишает ее поддержки. В результате я не могу придти к людям, имеющим финансовые возможности и объяснить им, почему всё это важно именно сейчас, объяснить необходимость хотя бы минимального бюджета если даже для государства это не важно. А ведь без всего этого субъектность Украины за рубежом какова? Она отсутствует. Я даже не знаю, к кому сейчас можно обратиться. У нас не происходит действий, которые приучают украинский бизнес к такому понятию, как «социальная ответственность». Отсутствует понимание того, что вкладывание денег в культуру – это не просто какие-то эффективные результаты в плане бизнеса, а это инвестиции в интеллектуальный потенциал и человеческий ресурс – пусть даже с высокой степенью рисков. 

7buttons: Наверное, потому что эти люди сами не достаточно культурно развиты. Вспоминая Януковича, Межигорье, всю эту напыщенную безвкусицу, то о каких культурных инвестициях может идти речь? Они понимают только такой механизм: ты отдаёшь то-то и получаешь то-то. И всё. Поэтому проблема состоит во внутренней культуре так называемой «элиты». 

В.: Думать об этой ситуации как об элитарной/массовой – патовая ситуация. Какого-то «желаемого высокого уровня культуры элит», о котором вы говорите, в реальности сегодня не бывает нигде в мире. Мир сегодня гораздо сложнее и многообразней. Тут можно много и долго дискутировать о том существует ли «элиты» сегодня вообще. Тут дело не в «недоразвитости» элит.

Вернемся же на шаг назад в этом вопросе. Какие причины? 350 разных причин. Это связано и с культурой траты денег, и с культурой отдыха, с культурой образования и самообразования и повышения своего профессионального уровня. В Украине достаточно много интеллектуально развитых людей, которые занимаются бизнесом и которые владеют финансовым ресурсом. Культура – это, то что должно постоянно и напряженно формулироваться в социальном теле и это большая работа. Делать деньги и заниматься культурным процессом – люди из бизнеса просто не могут заниматься и тем и другим. Соответственно происходит распределение функций между разными учасниками общества. В нашей стране на данный момент, (вследствии долгих лет имитации культурного процесса институциями культуры), у людей, которые хоть что-то в этом понимают, но у которых нет времени вникать в ситуацию, и выискивать какие-то новые интересные культурные проекты и события – может сложиться ложное впечатление, что в Украине сегодня не происходит ничего нового в культурной среде. Хотя это не так. В результате получается ситуация с одной стороны – есть те у кого есть деньги, и с другой стороны – есть те кто создают современную культуру и культурный процесс сегодня. Но у них нет возможности даже встретиться, начать диалог и получить необходимую финансовую поддержку выгодную для всех. В частности, потому что государственные институции не интересует налаживания этого диалога. Есть ещё проблема взаимного недоверия и непонимания между тем у кого ресурс есть и кому он нужен. Этот дисконнект сегодня, даже без участия государственных институций, может решаться в рамках событий формата симпозиума или конференции, или форума, или круглого стола и т.д.

7buttons: Вот я тут недавно прочитала о судье административного суда, у которого 12 квартир. Выходит что: человек просто не знает, куда вложить деньги, и «коллекционирует» квартиры, хотя мог бы эти деньги, видимо явно излишние, просто вкладывать в культуру.  Как, простите, можно бороться с этим жлобством? 

В.: Перестать воспринимать это как жлобство, а просто как явление, с которым надо работать. Потому что когда мы ставим определенный штамп, мы становимся к этому в оппозицию: и попадаем в двухмерную ситуацию, где оцениваем всё с позиции «хорошо» или «плохо». Если говорить о логике развития, то всё меняется, и если мы это воспринимаем как что-то динамичное, то явление под названием «жлобство» надо постепенно преодолевать через поиск истоков и корней проблемы. Надо задаться целью не просто убрать его, а трансформировать во что-то.

Например, жлоб-арт, который работает в этой оппозиции, который использует её для своего существования – в результате является самым большим промоутером «жлобства», т.к. он эту определенную эстетику банально критикуя ещё больше подчеркивает и выпячивает. 

7buttons: В нашем обществе принято думать, что культура должна быть бесплатной, она не более и не менее как простое приложение к чему-либо. Если же человека заставляют заплатить, то он тотчас впадает в оппозицию. Как переломить это ментальное представление, отголосок, наверное, ещё советских времён? Наверное, поэтому и продакшна нет, потому что у нас культура не продаётся. 

В.: Собственно, поэтому Ruban Production и возник. Потому как для того, чтобы что-то менять, надо не просто критиковать, а предлагать какие-то альтернативные варианты. Сама по себе культура не может быть платной – потому, что это явление, но работа, в области культуры должна быть оплачиваемой.  И в зависимости от специфики работы по-разному оплачиваемой, в том числе и государством. Потому, что культура – опора государственности, она формулирует «общее», без этого «общее» не существует. Мы видим результаты 23-летнего игнорирования: у нас военный конфликт и  нет единой позиции в управлении. Это «общее»  локализировалось где-то на хуторах и для того, чтобы оно вышло на более высокий уровень и начало формировать единое поле –  нужна работа. Прежде всего, такой процесс происходит в сфере культуры и образования, совместно с социальной и гуманитарной политикой государства. Последние опираются именно на первые две сферы. 

7buttons: А как в таком случае реагировать на заявления нашего министра культуры о том, что отныне будут поддерживаться культурные проекты только лишь в зоне АТО, а остальное пусть оно как-нибудь само? Не опускаются ли руки? 

В.: Нет. Нужно вызывать министерство культуры к диалогу. И важно понимание министром культуры, что он получает зарплату из наших налогов. И что именно поэтому он должен выполнять те обязанности, которые на него возложены. Значит нужно возвращаться к акциям и манифестациям, которые бы продемонстрировали недовольство людей.

7buttons: Давайте вернёмся от таких печальных реалий к вам. Расскажите больше о своём проекте Ruban Production. Что это за платформа, и люди, которые в неё входят, какая их мотивация? 

В.: Ruban Production – это не платформа, это компания, которая связана с социальной инициативой  «Платформа  Импульс Трансформации». Основная цель платформы – объединить проекты, пребывающие на стыке науки, культуры и искусства, посредством коллаборации. Вариация может быть следующей: от создания и проведения фестивалей и масштабных программ до объединения отдельных людей – художников, научных сотрудников, журналистов, которые понимают, что все усилия сейчас необходимо направить на процессы трансформации. Главное, чтобы это выражалось в конкретных активностях. 

7buttons: Можно ли сказать, что любой человек имеющий силы и желание может придти к вам и стать ячейкой платформы? 

В.: Ну даже не ячейкой, а, он может заняться поиском единомышленников, которые работают  именно в этой сфере или в какой-то конкретной теме. Это как конгресс культуры, но без амбиций превращения всего этого в единый организм, а скорее с интенцией превратить общение в некую информационную площадку, которая станет местом налаживания контактов. Что касается Ruban  Production – она возникла как отдельная инициатива, которая имеет отношение именно к современному танцу и перформативному искусству. Это продакшн компания, которая обладает необходимыми знаниями, чтобы воплотить проект от идеи до финальной реализации. Это конкретная помощь в реализации и воплощении идей. Потому как самая большая проблема в этой сфере сейчас – это разрозненность инициатив и не структурированность действий. 

7buttons: Допустим, есть человек, который мечтает, снять короткометражный фильм, и он говорит: у меня есть такая замечательная идея, но я совершенно не знаю, как её воплотить в реальность. Потому, что я не умею снимать или у меня нет знакомого оператора. Он может придти к вам и найти человека, который может ему помочь? Или вообще собрать целую команду с вашей помощью? 

В.: Не совсем. Для того, чтобы получить помощь с реализацией идеи, человек, как минимум должен знать, кто ему для этого нужен. Команда Ruban Production еще не может открыть свои двери настолько широко, мы просто потеряемся в количестве запросов, потому что люди в Украине идейные. В долгосрочной перспективе для того, о чем вы спрашиваете, имеет смысл делать фестивали или open-pool, на которых происходит популяризация определенных видов искусства, где встречаются как профессионалы, так и люди просто заинтересованные. Так человек сможет посмотреть и увидеть, что вот там – стоит именно тот конкретный видеохудожник, например, он делает нужные ему вещи, хотя возможно, он ещё точно не знает, как сформулировать свой проект. И он подходит к этому человеку и предлагает, скажем, обсудить идею за чашкой кофе. Но это опять-таки в долгосрочной перспективе.

Сейчас мы нацелены на конкретный продакш совместно с художниками, работающими в сфере танца. Это и образовательная часть: интенсивы, воркшопы, мастер-классы и мини-фестивали, например: «Неделя современного танца с Виктором Рубаном», Contemporary Dance Week, который будет происходить в конце августа, проект «Позиція 2015», воркшопы по свету «Світлографія. Toolbox» с Евгением Копёвым и т.д. И естественно – это масштабный фестивальный формат, который будет объединять перформеров с разных городов Украины. 

7buttons: Что собой представляет перформанс «Pul-tion-sa du coeur, po-tem qui le-par»? Можете приоткрыть нам завесу? 

В.: Да конечно. Это моя выпускная работа, которую я делал во Франции а также, результат моего более чем двухлетнего исследования по работе с сердечным ритмом и сердцебиением как явлением. Схема работы с сердечным ритмом появилась исходя из моего everyday life как метафора ритма жизни. Мне очень сложно было найти гармоничный  темпоритм, и я решил, что именно эта тема будет актуальной для работы на момент моего пребывания во Франции. Это не столько о концепции, а скорее о многообразии опыта, многообразии референций и символов, с которыми связано наше сердце. Например, сердце – как аффект, как что-то что используется в масс-медиа, кинематографе, сердце – как образ, как инфантильная часть культуры, где царствуют сердечки, бабочки, котики, где они являются предметом игры, сердце – как часть нашей физической системы, которая на самом деле очень мудрая. В нашем организме происходят два параллельных процесса: это сердцебиение ритмический рисунок, которого не меняется на протяжении всей жизни, но сам темп зависит и от физической нагрузки, и от окружающей среды, от чувствительности. Также есть и метафизический дискурс, связанный с сердцем. Для меня эта работа – это сенсорное путешествие предложенное зрителю, многообразие смыслов, которые стоят за образом сердца, для того, чтобы была возможность проживать их снова. Также этот перформанс о встрече и о мудрости простых вещей, которые проходят мимо нашего внимания. Более подробно можно узнать о перформансе и о новых датах проведения на официальной страничке в fb: https://www.facebook.com/RubanProduction

7buttons: С какими институциями вам удаётся наладить связь и эффективно работать? 

В.: Национальний центр театрального искусства имени Леся Курбаса (НЦТМ им. Леся Курбаса) – это уникальная площадка. Я очень им благодарен за контактность и открытость. Из негосударственных партнёров мы настраиваем коллаборацию с  «Музеем сновидений» – с помощью Татьяны Цвелодуб и Виктории Данелян мне удалось запустить в прошлом году уникальный проект – киновечера современного танца,  к которым Ruban Production ещё  вернётся. Также мы сотрудничаем с Димой Костюминским и театром «Дольмен». Из зарубежных институций, именно в Украине это – Французский культурный центр, Польский институт, посольство Литвы. Это основные наши партнёры на данный момент, хотя мы планируем расширять круг наших связей. Хотелось бы также привлечь спонсоров или инвесторов. Мне кажется, что нам обоим это нужно. 

7buttons: Ну и завершая наш разговор, позвольте задать, может быть, неожиданный вопрос. Что такое патриотизм, по вашему мнению? 

В.: Для меня очевидным стало некое разделение: между национализмом и патриотизмом, как двумя разными понятиями. Одно связано с насаждением идеи нации и национальной идентичности, а другое связано с землёй и людьми, которые на этой земле проживают. Патриотизм имеет отношение к греческому слову «патрия», то есть «родина». Мне кажется, что патриотизм это некая внутренняя связь с определенным местом или группой людей, которых ты воспринимаешь как родину. С которым ты не играешь игры в «предателей» или «героев», а, прежде всего, соотносишь свои действия с этой средой и инвестируешь в неё, тем, чем можешь. Это тот момент, когда, ты, свои действия, по умолчанию, соизмеряешь с этим пространством.

Еще новости

Людина без логіки: міф чи реальність сьогодення?

Женя Дольская - 15.04.2014 07:04
Мыслим
    На жаль, людина без логіки є реальністю не лише сьогодення, а  й усіх часів.  Крім того, це нормальний стан людини, а не якийсь феномен. За Б...

"Это всего лишь конец света": диалоги о главном

Алина Милютенко - 03.11.2016 09:11
Смотрим
Лев Толстой когда-то сформулировал простую и очевидную истину: все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по...

Человек, который запечатлел время

Алиса Январская - 24.04.2013 14:04
Читаем
  Сегодня мы поговорим о книге, которую должен, я подчеркиваю последнее слово, должен прочесть каждый, кто хочет постичь все тонкости киноискусства...

Быстрее, выше, сильнее!

Людмила Слава - 19.05.2013 06:05
Мыслим
Стремление к совершенству или, как модно говорить сегодня, перфекционизм. Почему, по мнению психологов, это первый шаг к психиатрической больнице и ...

Видим: