Кристина Шишкарева: «Иногда не нужно говорить понятно, нужно говорить честно»

афиша в киеве, афиша киев сегодня, выставки в киеве, выходные в киеве, куда пойти, интересное киев, интересный киев, интернет издание, интернет- газета, киев афиша сегодня, киев куда пойти, киев куда пойти на выходных, киев куда сходить, креатив киев, куда можно пойти, куда можно пойти в киеве, куда пойти в выходные, куда пойти в киев, куда пойти в киеве, искусство киев, искусство в киеве, куда пойти в киеве сегодня, куда пойти киев, куда пойти на выходные, куда пойти на выходные киев, куда пойти на выходных, куда пойти с девушкой, куда пойти сегодня, куда сегодня пойти, куда сходить в киеве, киев мероприятия, новости, события киев, городское искусство, городское издание, интернет издание киев, интернет журнал киев, афиша киев, киевская афиша, новости Украины, новости Киева, последние новости дня, что сегодня делать, новости киев сегодня, новости киев,

 

↑ наверх

Кристина Шишкарева: «Иногда не нужно говорить понятно, нужно говорить честно»

Мария Назаренко - 07.11.2016 00:53 - Театр

В преддверии фестиваля Totem dance solo, который пройдет 12-13 ноября (ул. Алма-Атинская, 109), мы поговорили  с его основательницей – хореографом Кристиной Шишкаревой. На счету Кристины семь спектаклей («Священная весна», «Синдром потерянной зиготы» и другие), более сотни миниатюар, работа в КМАТОБе, в том числе в труппе Раду Поклитару, работа хореографом-постановщиком в проекте «Танцуют все», кураторство на Гогольfest, долгие годы педагогической деятельности и собственная школа современного танца

7buttons: Кристина, расскажите, пожалуйста, как давно существует фестиваль, и какой была его изначальная идея? 

Кристина Шишкарева: Фестиваль будет проходить в пятый раз. Изначально он задумывался как альтернатива существующим, которые, по моему мнению, и, по мнению многих других, часто создавались ради сухого зарабатывания денег. Мы, например, не закидываем танцоров кубками или медалями и каждый год награждаем их разными хэнд мейд сувенирами, которые для нас специально изготавливают, чтобы оставить память и приятные впечатления о себе. Прежде всего, мы сделали фестиваль для своих студентов, поэтому он и называется Totem dance solo fest. Первый раз мы просто пригласили участников через интернет, пришли ребята из разных киевских студий и несколько человек из других городов: Харькова, Днепра, Донецка. Так из нашего «междусобойчика» вырос всеукраинский фестиваль. На следующий год уровень стал еще серьезнее, нам пришлось искать другие, более масштабные локации. И в данный момент мы также находимся в поисках нашей идеальной сцены, где бы мы хотели остаться. Нам очень нравилось в DIYA, но её, к сожалению, закрыли.

7buttons: Чем еще отличается Totem dance solo fest от других подобных событий? 

К.Ш.: У нас, например, появился конкурсный, соревновательный элемент именно в связи с тем, что существовал и существует фестиваль Zelyonka fest. Это хороший авторитетный фестиваль хореографов. А вот фестиваля сольных, зрелых исполнителей на тот момент не было. Участниками большинства подобных конкурсов всегда были дети. Почему этого никто не делал раньше? Все это связано с банальными прагматическими причинами. Организовывать сольные выступления не выгодно финансово, потому что сумма за участие с целой группы намного больше, чем с одного участника. 

Соло выступления же очень важны, так как участник – это индивид, который может выдвинуть собственный манифест, и очень артикулировано донести свою мысль до зрителя. У нас всегда было несколько номинаций: соло, дуэт, трио и квартет, сейчас, правда, уже максимальное количество участников возросло до шести. Больше этой цифры на сцене у нас не будет, потому что тогда утрачивается вся индивидуальность. Хотелось также, чтобы участники не просто заучивали связку и доводили её до совершенства, но и как-то проверять их в экстремальных условиях. Поэтому мы ввели номинации «импровизация» и «эксперимент». Во втором случае соло исполнители вообще не знают с чем столкнутся. Я это называю номинацией «для смелых». В этом году, например, на эксперимент подало заявку всего три участника. В прошлом году мы придумали для «экспериментаторов» ведро песка для поисков и обыгрывания, в позапрошлом – Кандинского. Все это делается в ограниченном отрезке времени. Это настоящий шаг в неизвестное, такой реалити-экстрим.  

7buttons: На конкурсную программу в течение дня можно будет попасть всем желающим свободно. А что по поводу вечерней программы, которую вы впервые вводите в этом году? Что это будут за спектакли? 

К.Ш.: Один из них – это спектакль «Между нами» Чеви Мюрадая, испанского хореографа, который он создал по мотивам поэмы Шарля Бодлера совместно с нашей группой Totem. Мы начали делать этот спектакль в рамках резиденции Гогольfest в этом году. И после отъезда Чеви, так как было очень мало времени выделено на резиденцию, нам пришлось его немного усовершенствовать, «вычистить». Нас поддержало в этом испанское посольство, за что им большая благодарность. В наших планах гастролировать с ним по Украине, так как у зрителей была возможность посмотреть его всего один раз, на Гогольfestе, а работа достойна того, чтобы быть увиденной широкой аудиторией. Второй спектакль – «Ground Zero» – это мировая премьера, что само по себе очень ценно, так как ничто не сравнится с тем надрывом, который существует при демонстрации спектакля впервые. Я увидела его во время питчинга проектов на литовском фестивале, отбирая программу на Гогольfest, и хотя, работа была еще на стадии work in progress я очень заинтересовалась им. Это уникальный поиск мужской идентификации через язык танца. Потому что мужчины говорят о чем угодно, о спасении мира, например, но только не о самих себе. «Ground Zero» – это поиск взаимодействия и точки соприкосновения двух танцоров с разным бэкграундом: один из них contemporary танцор, другой – стрит танцор. 

7buttons: Фестиваль как-то влияет на дальнейшую судьбу ваших участников? 

К.Ш.: Наши участники очень активно обмениваются опытом, общаются друг с другом. После фестиваля, как правило, вырисовывается от трех до восьми проектов между другими городами. А знакомятся они именно у нас на Totem solo festival, присматриваются, устраивают совместные мастер-классы. Хотя на удивление, в этом всем, очень мало участвует киевлян, хоть и происходит это все в Киеве. Казалось бы, что стоит проехать на маршрутке три остановки. В этом году им придется ехать на несколько остановок больше (улыбается). 

7buttons: А что вообще нужно, чтобы попасть на фестиваль в качестве участника? 

К.Ш.: Да ничего особенного: просто зарегистрироваться и иметь готовый номер, желание и умение импровизировать. 

7buttons: То есть не нужно даже иметь специального образования? 

К.Ш.: В случае перформанса не нужно. Нужно иметь креативное мышление и обладать перформативными качествами. Если, например, в джазовой хореографии есть определенные каноны, по которым можно оценивать, высота ноги, например, то в contemporary их как таковых нет. Это субъективное судейство. Честно говоря, мне не очень нравится это ощущения, что мы судим человека за него самого. 

7buttons: Интересно, так какие же тогда могут быть критерии? 

К.Ш.:  Мы долго искали, как это может быть наиболее адекватно выражено и в этом году решили, что главным будет субъективный выбор каждого члена жюри. Все они авторитетные люди в сфере танца и один член жюри у нас, как правило, не имеет никакого отношения к хореографии. В этом году это Александр Михед. 

7buttons: Что же тогда в этом случае наиболее важно? 

К.Ш.: Важен ты сам и насколько ты можешь быть собой, адекватно выражать свою концепцию. Иногда не нужно даже об этом говорить понятно, нужно говорить честно. 

7buttons: Вы говорили о перформативных качествах. А что это за качества, по вашему мнению? 

К.Ш.: Сама я, конечно, не перформер, но по собственным наблюдениям могу сказать, что перформер должен быть умен, не в том смысле, что он должен быть интеллектуалом, но он должен уметь анализировать; он должен быть не аполитичен, ему должно быть, о чем сказать; он должен уметь концентрироваться на себе и на задаче, которую он несет, и уметь с ней работать. Это такое погружение в задачу, в вопрос, и растворение в нем. При этом можно даже стать объектом. Надо иметь бесстрашие, какое страшное слово «бесстрашие» (улыбается). Не глупость, знаете, не глупость, а бесстрашие, прежде всего, не бояться своего высказывания, уметь находиться с самим собой, не бояться заглянуть внутрь, и не сбежать от того, что там увидишь. 

7buttons: И все-таки мне интересно, почему художник не может быть аполитичен? 

К.Ш.: Современный художник не может. Потому что, если человек  не закрыт в своем маленьком подвале, в котором рисует фей, если он выходит на улицу и видит нищету, получает квитанции за коммуналку, и так далее, он находится в социуме, он не может не задаваться вопросами, не может не возмутиться. Кто-то выходит на митинг, а кто-то рисует, пишет, танцует об этом. 

7buttons: А какие последние перформансы привлекли ваше внимание в Украине? 

К.Ш.: У нас их по сути очень мало. Последнее, что я видела – Tanzlaboratorium и «Десинхронизация» Антона Овчинникова. Мне не может не понравиться перформанс, мне нравится сам факт происходящего. И если ты достоточно рефлектишь какие-то вещи в этой жизни, то всегда найдешь для себя что-то интересное. Я могу бесконечно долго смотреть на эксперименты людей, потому что всегда стараюсь поставить себя на место разных персонажей и на место хореографа. Тогда для меня разыгрывается целый мир. Надо уметь читать этот язык, и даже если считывание не удается, можно прочувствовать интонацию. 

7buttons: А почему у нас так мало этого всего? Может быть всему виной отсутствие диалога?  

К.Ш.: В Украине есть такая нехорошая тенденция разделения артистов на два противоборствующих лагеря: танцоров и перформеров. Вместо того, чтобы совместно обогащаться, они обвиняют друг друга: танцоры упрекают перформеров в нежелании развивать тело, а перформеры танцоров – в недалекости. Хотя у каждого свой зритель, и можно общаться и ходить друг к другу на спектакли. Хуже от этого не станет, может стать только лучше. И когда кто-то говорит, что это уже было сделано лет тридцать назад, а вы показываете то, что давно не актуально, то я скажу, что у украинских хореографов должен быть свой путь становления, даже если они повторяют какие-то вещи. В этом повторении нет ничего страшного, потому что всегда существует возможность экспериментировать. Почему нет диалога? Только из-за человеческого эго. Ловлю себя иногда тоже на снобизме, не люблю, когда люди делают вещи некачественно, и при этом имеют какие-то высокие претензии 

7buttons: По-моему, это не снобизм, а вполне логично, что профессионалу не нравится дилетантство, которое выдает себя за нечто. 

К.Ш.: Нет, меня просто раздражает, когда люди декларируют, что они хотят развиваться, но при этом из года в год совершают одни и те же ошибки. Разлагаетесь там себе, ну и разлагайтесь. А если не нравится такая перспектива, то берите и делайте что-то: перед вами все инструменты, мир открыт. Осталось изгнать из себя совок. Я смотрю на современных детей и вижу, что в них этого нет. Они потрясающие, нереальные. Мы до сих пор их хотим одевать в чебурашек, а они такие смыслы говорят. Нам главное ничего с ними не делать, не воспитывать, просто кормить и одевать и пусть они растут, они все сделают сами.

Фото: Yulia Appen, Ольга ПикаловаTania Mikhailets

Еще новости

Людина без логіки: міф чи реальність сьогодення?

Женя Дольская - 15.04.2014 07:04
Мыслим
    На жаль, людина без логіки є реальністю не лише сьогодення, а  й усіх часів.  Крім того, це нормальний стан людини, а не якийсь феномен. За Б...

"Это всего лишь конец света": диалоги о главном

Алина Милютенко - 03.11.2016 09:11
Смотрим
Лев Толстой когда-то сформулировал простую и очевидную истину: все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по...

Человек, который запечатлел время

Алиса Январская - 24.04.2013 14:04
Читаем
  Сегодня мы поговорим о книге, которую должен, я подчеркиваю последнее слово, должен прочесть каждый, кто хочет постичь все тонкости киноискусства...

Быстрее, выше, сильнее!

Людмила Слава - 19.05.2013 06:05
Мыслим
Стремление к совершенству или, как модно говорить сегодня, перфекционизм. Почему, по мнению психологов, это первый шаг к психиатрической больнице и ...

Видим: